tvbanner

Все более развивающееся в казачьей среде России увлечение – мастерство владения холодным оружием предков – шашкой, не минует и Ставрополье. Наш край известен еще и девушкой-первопроходцем в этом совсем не женском деле. Казачка Ольга Ганеева идет к своей мечте нелегким путем, преодолевая сопротивление мужской критики и непонимания. Своим упорством и желанием доказать, что женская рубка шашкой имеет право на жизнь, Оля привлекает учеников, которые приезжают к ней из соседних регионов.

Адыги, черкесы, кабардинцы, шапсуги – все это разные этнонимы, которые вошли в обиход в силу ряда обстоятельств, но в действительности обозначают один народ – коренных жителей Кавказа – адыгов (черкесов). Черкесская диаспора сегодня проживает почти в 50 странах мира и насчитывает до 6 миллионов человек. Из них, согласно переписи населения 2010 года, чуть более 700 тысяч человек – граждане России. У нас черкесы компактно проживают на территории шести субъектов: это Республика Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Моздокский район Северной Осетии, Краснодарский край и Ставрополье.

В жаркие дни августа мечтается о хорошем дождике. Если его долго нет, то надо его зазвать. О том, какими обрядами зазывали дождь древние адыги, мы расскажем в этой статье.

Из многочисленных обрядов вызывания дождя на наш взгляд самым интересным выступает обряд «Хьэцэгуащэ» или «Хьэнцэгуащэ» (букв.: княгиня-лопата или кукла-лопата). Участники обряда, сооружали «чучело» из двух палок, в виде креста, наряжали его в женское платье, обматывали верх платком, что символизировало лицо. С этой куклой ходили по селу, распевая песни и обливаясь водой. В конце шествия участники обряда оставляли эту куклу в реке, придавив ее большим камнем, и отправлялись к какому-либо священному дереву, где при большом скоплении людей совершалась молитва о ниспослании дождя и приносилась жертва богу грозы.

Минувшие выходные ознаменовались большим двухдневным праздником в честь 30-летия Ессентукского городского казачьего общества: большой и яркий фестиваль традиционной культуры казачества, а затем и скачки на кубок атамана привлекли сотни жителей и гостей города. На центральной площади развернулось казачье подворье с палатками, где можно было попробовать угощения и походную казачью кашу из полевой кухни, приобрести на выставке-ярмарке изделия традиционных ремесел. Все желающие могли испытать себя на специально оборудованных площадках для работы с нагайкой и арапником, научиться плести корзинки из рогозы и многое другое.

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате - Преображению Господню. В этот праздник - день Преображения Господня - прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

С художником Исламом Курмановым знакомство произошло почти случайно. Не получилось пройти мимо его картин, стоявших в ряд рядом со стилизованной юртой на ногайском подворье, установленном на Крепостной горе в Ставрополе во время «Студенческой весны стран БРИКС и ШОС». Небольшой вернисаж живописных полотен радовал глаз нежными красками и причудливыми образами суровых древних кочевников, вольных быстроногих скакунов, бескрайних степных просторов. Молодой человек вышел из юрты в ярко-синем национальном костюме и рассказал о своем творчестве. Правда, чтобы понять душу ногайского художника, потребовалось гораздо больше времени, чем короткая экскурсия скромного автора, не привыкшего к большой славе.

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса - Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый). Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. В основе первого Спаса - праздник с длинным названием - Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя - именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси.

Начало августа отметилось для казаков Курского районного казачьего общества несколькими событиями. На ежегодных районных соревнованиях молодежи, работающей в агропромышленном комплексе Ставрополья, были определены лучшие молодые аграрии.

Казаки Ставропольского округа Терского войска вернулись из села Дивеево Нижегородской области, где принимали участие в Международном патриотическом проекте - военно-спортивном фестивале «Православный Воин. Дивеево - 2019».

Команда Межрегионального православного молодежного движения «Соборяне» продолжает работу над проектом «История Ставрополья в лицах», который направлен на повышение уровня исторических и краеведческих знаний у молодежи Ставрополья. Проект стал победителем Фонда президентских грантов в ноябре 2018 года.

Четверг, 08 августа 2019 14:15

Кавказ - наш общий дом

Автор

В станице Курской для 70 воспитанников летнего оздоровительного лагеря «Теремок» вожатые устроили знакомство с культурами разных народов, проживающих на этой территории. Безусловно, открывал мероприятие рассказ про исконных местных жителей – казаков.

Страница 20 из 23

f23854f67ef66b53d41551d8478a0365 XL

ТИФЛИССКИЕ ВОРОТА 

К 30-летнему юбилею победы над французами в Отечественной войне 1812 г. во многих городах Российской империи устраивались триумфальные арки и победные колонны, и Ставрополь не стал исключением.

В 1841 г. купцом Гавриилом Тамамшевым в конце Черкасской улицы (сегодня это проспект К. Маркса) была возведена Триумфальная арка со стеной. В этом месте – в районе Тифлисской заставы начинался Тифлисский тракт, поэтому за аркой прочно закрепилось название «Тифлисские ворота», сохранившееся в истории до настоящего времени.

За услугу, оказанную городу, Гавриил Тамамшев одним из первых в Ставрополе был удостоен звания почетного гражданина, что в те времена фактически приравнивалось к дворянскому званию.

Раз в неделю от Тифлисских ворот в направлении Кавказских Минеральных Вод, Георгиевска и Владикавказа отправлялись экипажи под охраной конных казаков, о чем в полдень возвещалось пушечным выстрелом из крепостного орудия.

Тифлисские ворота неоднократно реконструировались. Так, в 1851 году арка была значительно перестроена строительным подрядчиком Лукой Сонновым. Во 2-й половине 1930-х гг. Тифлисские ворота в Ставрополе были разрушены. В 1998 году, благодаря пожертвованиям жителей города, предприятий и организаций, при поддержке тогдашнего мэра краевой столицы М. В. Кузьмина, к 221-летней годовщине со дня основания г. Ставрополя Тифлисские ворота были воссозданы на прежнем месте. При их восстановлении использовались старые чертежи, обнаруженные В. Гниловским. Пропорции сооружения реконструированы по фотографии начала XX века.

Сегодня Тифлисские ворота являются одним из самых ярких символов Ставрополя, они напоминают о значении города Ставрополя как административного центра Северного Кавказа, открывшем путь на Кавказ, который и связал Россию с народами этого региона.

Новости

10 апр, 2024 26

Казачья разведывательная бригада «Терек» отметила годовщину своего формирования

7 апреля прошли торжественные мероприятия в Луганском кадетском корпусе.

Статьи

26 апр, 2024 11

В Ставрополе назвали лучший казачий корпус страны

Смотр-конкурс казачьих корпусов проводится уже 15 лет, и в этом году были поданы заявки…